– Милый, родной Владимир Валентинович.

Я не буду себя за его друга выдавать, но, в двух словах – не о себе, а о нем.

Он сам захотел со мной познакомиться и поддержать меня – после бешеного скандала в связи с моим «Письмом товарищу Сталину». И потом мы виделись раз-два в год, всякий раз по его инициативе.

Потом он передал мне, служившему тогда на Донбассе, миллион наличкой на помощь ополчению, – и был чудовищный скандал в украинских медиа в связи с этим; он реагировал на это со своей фирменной иронией – ничего не говоря, и скептическим прищуром определяя место своих хулителей.

А потом он однажды, во время очередной нашей встречи, вдруг спросил: «А что, ты партию организовал?» Я: ну да. Он, тут же: «Я к тебе приду в партию!»

Я считаю доверие этого человека одним из высочайших достижений в своей жизни. Я очень его любил. Я благоговел перед ним. Он был очень красивый, поразительно остроумный и бесконечно мудрый. Настоящий русский человек.

Захар Прилепин.

Владимир Валентинович Меньшов…

Огромная потеря для всех, кто его знал, а знала его вся Россия. Точнее, весь Советский Союз…

Я познакомился с Владимиров Валентиновичем уже во время строительства партии ЗА ПРАВДУ. Он входил в Экспертный совет партии, который я возглавлял. Виделся за это время с Владимиром Валентиновичем раз десять, но почти каждая встреча осталась в памяти…

Вот на заседании Экспертного совета партии За Правду, посвящённого вопросам образования, Владимир Валентинович спрашивает по поводу ЕГЭ: «Объясните мне. Ученикам – не нравится. Родителям – не нравится. Учителям – не нравится. Так кому это нужно?». Эту фразу Владимира Валентиновича я теперь привожу во всех своих выступлениях в качестве секретаря Президиума партии «Справедливая Россия – За Правду» по вопросам просвещения и образования. И дальше буду приводить, пока мы эту систему не поменяем.

Вот на Дне рождения у Захара Прилепина в прошлом году наш друг, певец Алексей Поддубный – «Джанго» – исполняет неформальный гимн Донбасса – «Мы не уйдём». Ну мы-то все эту песню наизусть знаем, можем вместе с Лёшей исполнять. Закончилась песня, секундная пауза, и вдруг Владимир Валентинович тихо говорит: «Алексей, а можете ещё раз спеть? Хочу внимательно слова послушать». Понимаете? Казалось бы, День рождения у друга, праздник, а Владимир Валентинович так включается в песню, так интенсивно её переживает, что хочет получше узнать и запомнить.

Спустя пару месяцев мы на Хуторе Захара Прилепина проводили Вечер памяти нашего Командира – первого Главы ДНР Александра Захарченко, на вторую годовщину его гибели. Пригласили двух наших аксакалов – Владимира Меньшова и Владимира Бортко. Оба приехали. Владимир Валентинович подошёл ко мне вначале и говорит: «Саша, я не буду выступать, просто посижу послушаю воспоминания, песни, стихи». Но через час, после выступлений друзей Александра Захарченко – музыкантов, поэтов, военкоров – подозвал меня и сказал: «Я тоже хочу сказать пару слов». И замечательные слова нашёл. А я всё смотрю на фотографии, где два этих великих режиссёра сидят посредине зала на лавочке, а всё остальное пространство как будто вокруг них организовано. Все люди в зале – а люди всё известные, музыканты, телеведущие, полевые командиры, мыслители, поэты – как бы соотносят себя с этими двумя людьми, Владимиром Меньшовым и Владимиром Бортко. Они сидят вдвоём как якорь, за который можно зацепиться, чтобы не слететь с орбиты в наши бешеные времена. Люди слова, люди чести, люди совести. А после Владимира Валентиновича и Бортко пошёл говорить, и Нарочницкая, и все остальные, которые пришли просто послушать. Этот вечер никогда не сотрётся из моей памяти.

Спи спокойно, наш дорогой старший товарищ. Мы доделаем то, что собирались сделать вместе. Теперь сами…

Александр Казаков.

– Меньшов – это яркий пример нашей национальной закваски, нашего национального характера: не сесть и ныть бесконечно «как мне плохо», «все не так», «все ужасно», «пора валить», «зачем мне эта страна и для чего я…». – Ты делай свое дело, делай что должно – и будь что будет. Мне кажется, он жил по этому принципу, и его жизнь была жизнью достойного человека.

Это большой характер. Мелкий, сиюминутный человек не способен создавать произведения искусства.

Он и политикой успевал заниматься, потому что считал, что это нужно, что если его авторитет может что-то изменить, то надо это делать – и он делал.

– Сергей Михеев.


Метки: Владимир Меньшов 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять