Кира Сазонова
Кира Сазонова

Член Экспертного совета партии ЗА ПРАВДУ, юрист-международник

К партийным программам отношение зачастую весьма скептическое. Во-первых, мало кто их читает, во-вторых, мало кто верит, что громкие заявления, которые традиционно содержатся в подобных документах, когда-то воплотятся в жизнь. Я верю. «Как вы лодку назовете – так она и поплывет». Какой вектор будет выбран для партии, страны, общества – туда они и двинутся. 

Как и любой подобный документ, Программа претендует на всеохватность, детерминируя повестку и в социальной сфере, и в экономике, и в культуре, и во внешней политике. Однако любой человек в большом объёме информации всегда выделяет то, что волнует именно его, поэтому я выделю несколько пунктов Программы, которые наиболее важны для меня лично. 

Первое. «Никакой ревизии или подмены ООН как института поддержания мира». 

Это профессиональная деформация юриста-международника – болезненно реагировать на любое упоминание Организации Объединенных Наций. Кто бы и как именно не критиковал эту благословенную организацию (часто небезосновательно), на сегодняшний день ООН представляет собой уникальный, и, самое главное, безальтернативный механизм. Точнее, альтернативы есть, но они не могут понравиться ни одному здравомыслящему человеку, хотя бы примерно представляющему расклад в современных международных отношениях. Наличие права вето, в том числе, у России; возможность легитимного применения вооруженной силы в случае серьезных нарушений международного мира и безопасности; огромная база данных, в которую со всего света стекается гигантское количество информации и статистики, которые помогают хоть немного разобраться в зыбучих песках современных международных отношений – это все о ней. 

Второе. «Наука, образование и ВПК как основа экономического прорыва». 

Не просто «наука и образование – это важно», а именно в процитированной формулировке. Подниматься к звездам и опускаться на дно Марианской впадины, производить суперкомпьютеры и супероружие, быть конкурентоспособными в жесточайших условиях мировой конкуренции – все это немыслимо без фундаментальной науки и качественного образования. 

В продолжение данного тезиса – «восстановим лучшую в мире систему высшего образования». 

Я учу людей. Я обучала тысячи человек. Невеселое наблюдение, которое я для себя сделала – с каждым учебным годом уровень школьной подготовки и общей эрудиции учащихся неуклонно падает. 

Кроме того, когда, благодаря Болонской системе, человек приходит в юридическую магистратуру после четырех лет обучения ветеринарии или физике, и через два года выходит с дипломом «магистра юриспруденции», при том, что не знает даже основ этой самой юриспруденции, – такое положение вещей, на мой взгляд, сильно понижает шансы на научные победы и прорывы. 

Третье. Печальная констатация «Террор антикультуры на дворе». 

Так и есть. Данная фраза абсолютно совпадает с моим восприятием того, что нескончаемым потоком льется из телевизора, блогов, социальных сетей. Низкопробные передачи и бесконечное перетряхивание чужого грязного белья; общение между людьми в виде смайликов и кракозябр; бесконечные орфографические ошибки в лентах уважаемых информационных агентств. 

Я не осуждаю личный выбор каждого, что смотреть и что читать. Но, как написано в Программе, «великая культура взращивается». И, самое обидное, что она у нас уже была. Ее вырастили, а затем уничтожили, заменив суррогатом. Потому что культура неизбежно связана с общим интеллектуальным уровнем, с качеством преподавания в школах и университетах, с тем, кого мы считаем героями, а также с тем информационным контентом, который мы гигабайтами поглощаем ежедневно. Скажите честно, вы можете представить себе современного слесаря, вдохновенно декламирующего на балконе стихи Роберта Рождественского? А спор физиков и лириков, версию 2020? А школьников, под одеялом читающих Стругацких или Булгакова? Безусловно, это возможно, но, боюсь, напрягать воображение придется очень уж сильно. 

Четвертое. «Гармоничное пространственное развитие» для России как приоритет. 

Для самой большой страны мира проблема управляемости является одной из ключевых. Любые великодержавные амбиции должны подкрепляться не просто высоким уровнем жизни в отдельных частях страны, а комплексным выходом инфраструктуры на качественно новый уровень, когда человек может быть успешен и доволен жизнью не только в непосредственной близости от столицы, но и проживая в деревне или в небольшом городке. Для этого нужно много сделать, но начать можно с хороших дорог и хорошего Интернета. 

Пятое. «Время новых лиц и людей». 

Одна из черт, которую я часто отмечаю у представителей самых разных поколений и профессий в нашей стране – это неизбывная усталость. Она порождает апатию, и, как следствие – неверие. Причем бывает как «искренняя вера», так и «искреннее неверие». Огромное количество умных, талантливых, честных людей искренне не верят, что могут что-то изменить в политике, экономике, властной структуре общества. Зря. 

Программа партии «За правду» действует как волшебный мобилизующий пинок для всех тех, кто думает, что политика – это что-то абстрактное и далекое, не связанное с их жизнью. Вы можете выбирать. Вы можете многое изменить. Подумайте, может быть, тот самый «образ нового, просвещённого, яркого, успешного, образованного патриота, не стесняющегося своих взглядов», о котором написано в Программе – это вовсе не образ, а ваше отражение в зеркале? 

Поскольку партия еще очень молодая, ей свойственен юношеский максимализм. Очевидно, что «всех победить» и «всех осчастливить» быстро не получится, это долгая созидательная деятельность. В «Марше энтузиастов» далекого 1940 года есть строка «здравствуй, страна героев, страна мечтателей, страна ученых!». Прошло восемьдесят лет. Мир сильно изменился, и может показаться, что сегодня эти слова звучат слишком несовременно и пафосно. Но если, глубоко в душе, вы хотите однажды проснуться именно в такой стране – знайте, вы не одиноки.

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять