Текст выступления главы Родительского Штаба Захара Прилепина, сопред­седа­теля Санкт-Петербургского городского родительского комитета Михаила Богданова в Государственной Думе на экспертных слушаниях по теме: «Цифровизация образования: государственный и общественный взгляд. Оценка рисков и пути решения», организованных партией «Справедливая Россия – За Правду» 9 апреля 2021 года.

– Добрый день, уважаемые участники заседания.

В силу ограниченности времени, вынужден использовать телеграфный стиль. Прошу простить.

Первое. Наша школа сегодня погребена под довлеющим над ней надзором, контролем и бездумным управленческим экстремизмом. Каждый чиновник и надсмотрщик считает своим долгом чем-то её нагрузить.

У учителя и ученика на регулярной основе беззастенчиво крадут время, отвлекая от прямой задачи – учить и учиться.

Подготовка и массовое (зачем, не знаю) участие в олимпиадах, региональных диагностических работах, участие в якобы нужных международных исследованиях, тестирование на раннее употребление психо-активных веществ, тестирование по вопросам антитеррора, тестирование психологической комфортности в школе, репетиции ОГЭ и ЕГЭ, тестирование на знание принципов здорового образа жизни – это только то, что я припомнил из опыта последнего полугодия…

Вот цифры: до 18% учебных часов по географии и 10% уроков по русскому украдено в этом году всероссийскими проверочными работами. Замечу – не местным контролем учителя, о чем намекал в недавнем своем заявлении Рособрнадзор, а именно федеральными проверками. На которые (мы не поленились и посчитали) истрачено по стране не менее миллиарда 200 миллионов листов бумаги и не менее 60 миллионов человеко-часов неоплаченного, подчеркиваю, рабочего времени учителей и завучей в этом году.

На критику нагрузки, сваливающейся на ученика и учителя, надзорное ведомство заявляет: мы выступаем за сокращение контроля. Но не нашего. Наши проверки – это другое! Как другое? Ваши проверки как раз и составляют львиную долю этой нагрузки! Восемь проверочных длительностью в 2 урока по разным предметам в 7 классе кто придумал и два раза в этом году провел? Не вы ли? Учителя так издеваться над учениками не умеют, поверьте, у них педагогическая этика есть!

Кстати позволю себе напомнить: мы без всякого Рособрнадзора в космос улетели первыми, и атом покорили, и много что еще. Как справились, ума не приложу, ведь не было тогда ни аккредитаций, ни ВПР, ни ОГЭ и ЕГЭ. Совершенно незаконно и бесконтрольно это сделали!

Вторая проблема. Все тот же экстремистский надзор порабощает учебный процесс еще и в части содержания уроков. Мы перестали учиться по программе в выпускных классах, стараясь использовать любую возможность встречи с учениками на уроке для подготовки детей к экзаменам.

Учебник? Нет не слышали, вы о чем?!

ОГЭ, ЕГЭ а теперь еще и ВПР и PISA – вот наши учебные ориентиры. И у учителя, и у учеников. Рособрнадзор стал, по факту, законодателем содержания обучения.

А там, где не справляется школа (поскольку учебных часов не хватает), – там включается кошелек родителей и рынок репетиторства. Я лично не знаю ни одного родителя, кто мог бы похвастаться поступлением его ребенка на бюджет в вуз без услуг репетиторов. В зале есть такие? Отзовитесь! Обучение стало платным по факту, друзья!

Третье. Новая напасть на нас накатывается: лидеры цифровой трансформации откликнулись на призывы отменить ЕГЭ и предложили «накапливать цифровое портфолио» ребенка в цифровой образовательной среде. Для его, ребенка, пользы создавать, по сути дела, его аватар. И потом по этому аватару строить его будущее. Хороший аватар будет – поступишь в ВУЗ, не будет аватара – не поступишь.

Человек дополненный, накопивший в мозгах цифрового Левиафана образ о себе как о благонадежном гражданине, будет иметь преференции. А неудачно сдававший ВПР в средней школе по географии никогда не станет геодезистом или геологом, даже если вдруг захочет этого. Ибо Его Величество Искусственный интеллект уже пропишет ему иной маршрут. Такие картины антиутопии вовсе не утопичны – их нам вдохновенно и радужно рисуют проповедники цифрового мира. И двигаются планово к этому.

16 марта текущего года Сбер учредил компанию «СберОбразование» и ведет переговоры о покупке крупнейшего издателя учебников в России, группы «Просвещение». Осталось немногое: привязать ход уроков и портфолио учеников к цифровой образовательной среде и все – процесс закабаления населения будет завершен.

И учитель будет не нужен, кстати. Пусть себе ноет пока, что он перегружен! Не долго мучиться осталось! Совсем скоро его заменит тьютор, умеющий правильно нажимать кнопочки в интерфейсе цифровой образовательной среды. Формально все останется как было – этот тьютор будет называться учителем. Только учить он не будет. И ребенку он будет не интересен. Ибо он – дополнение к компьютерной системе, а не человек. Про воспитание, кстати, мы можем забыть. Робот воспитает биоробота. А TikTok, куда департамент образования Москвы уже зовет учеников, ему поможет.


Современные технологии очень скоро обеспечат возможность вместо учителя держать в классе его виртуального двойника, неотличимого от человека. Ученику достаточно будет, войдя в класс, надеть очки виртуальной реальности. И они с удовольствием это сделают. А родители современные в массе своей скажут – как это сберклассно!

Подведу итог.

Первое. Школа, если мы хотим выжить, должна учить и воспитывать, а не подстраиваться под требования надсмотрщиков. Нужно в корне пересмотреть роль контроля и перестать пытаться управлять системой образования путем надзора.

Второе. Нужно прямо сегодня, срочно взять под общественный, публичный контроль всё то, что касается цифровой трансформации школьной жизни. Уверен, что цифровизация бухгалтерского учета и документооборота уместна и даже необходима, но то, что касается учебного процесса и детей должно быть защищено от цифры. Дети должны учиться и воспитываться в обществе людей, а не у искусственных цифровых суррогатов.

Мы должны вместе защитить школу и учителя, порознь нас разделят и оцифруют. А потом помножат на ноль. Так как мы тут лишние на этой планете. Неэкологичны.

Спасибо за внимание!


Метки: дети, ЗА ПРАВДУ в образовании, Михаил Богданов, ЦОС, эксперты 

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять