1 ноября 1990 года — историческое событие в российской экономике. Рубль пустился в «свободное плавание», был введен коммерческий свободный курс, доллар перестал стоить 63 копейки. После этого курс рубля начал падать — и падает до сих пор. Словно отмечая эту роковую годовщину, 2 ноября 2020 года курс доллара превысил черту в 80 рублей, евро же подорожало до 93 рублей, впервые с 30 марта, когда по российской экономике в первый раз был нанесен тяжелый удар пандемией коронавируса. Нефть неумолимо дешевеет, пандемия не идет на спад — и российский рубль привычно реагирует на это сползанием вниз.
В общем, все эти тридцать лет — это история подешевения рубля.
— Тридцать лет назад был введен коммерческий свободный курс рубля. Этого не было со времен НЭПа. Вообще, история российской валюты очень динамическая и во многом трагическая, потому что рубль переживал самые разные периоды регулирования. То, что произошло тридцать лет назад, нам подавалось как огромный шаг к рыночной экономике. На самом деле при появлении свободного курса рубля сохранялось регулирование, и все ресурсы, начиная с воды и тепла, заканчивая бензином, ещё продавались по государственным ценам. И это позволило многим людям обогатиться за счет ограбления и страны, и всех остальных граждан, — говорит секретарь ЦК партии ЗА ПРАВДУ Николай Новичков.
Новичков подчеркивает, что к 1990 году фиксированный курс рубля, который существовал в течение десятилетий, себя изжил. Однако ошибкой со стороны Горбачева было начинать рыночные реформы в таком виде.
— Теперь у нас коммерческий курс, можно торговать валютой, продавать ее, покупать, вступать во внешнеторговые экономические сделки. Это, конечно, было никак не подготовлено и привело, в том числе, к трагическим событиям: многие люди потеряли свои сбережения, многие компании советские разорились. Понятно, что все делалось в спешке и по указаниям западных либеральных экономистов, — отмечает Николай Новичков.
По его словам, вводить реформы надо было иначе, не отпуская рубль в «свободное плавание» и применяя тот или иной метод регулирования рынка. Примечательно, что вскоре в России отказались от свободного хождения доллара и других валют: была введена норма о том, что курс валют устанавливается Центробанком, и эта норма существует до сих пор.
— Наша четкая партийная позиция состоит в том, что мы должны очень жестко регулировать курс национальной валюты. Он должен быть связан с национальной экономической политикой, — говорит Новичков. — Мы выступаем за двухконтурную финансовую систему: одна из финансовых систем должна быть закрытой, другая — рыночной, связанной с потребительским сектором. При этом нам нужно иметь несколько курсов рубля. При нынешних технологиях это легко делается на блокчейне. Я думаю, что мы к этому рано или поздно придем. И, собственно, негласно к этому приходят многие экономики мира. Другое дело, что рубль пока не стал резервной валютой. Это тоже важная задача, и это возможно за счет того, чтобы к рублевой зоне присоединялись бы другие страны.
По мнению Николая Новичкова, рубль должен быть единой валютой союзного государства России и Белоруссии. Рубль должен быть единственной валютой расчетов в Евразийском экономическом союзе. Нужно это для того, чтобы не только в России граждане и предприятия накапливали рубли. Эксперт приводит пример с американским долларом, который является универсальной валютой: американские доллары накапливаются во всех странах мира, и золотовалютные резервы, в том числе, формируются в американской валюте. Это значит, что Америка может выпустить любое количество долларов — триллион, два — и это не приведет ни к каким экономическим последствиям внутри США.
— Наша задача, таким образом, триедина. Первое — жесткое регулирование курса. Второе — введение двухуровневой финансовой системы. И третье — создание условий для того, чтобы рубль стал резервной валютой хотя бы на Евразийском пространстве, — резюмирует Николай Новичков.
Источник: Полит.ру
Свежие комментарии